понедельник, 24 августа 2009 г.

Советский спорт: Два часа с джигитами на трибуне

Песни военных лет под гитару

Два часа с джигитами на трибуне

ФАНАТЫ. Что мы знаем про Азербайджан? Да многое: «Нефтчи», Муслим Магомаев, черная икра, нефть, Гарри Каспаров… А вот какие в этой солнечной стране фанаты – не знает никто! Узнать о местных «ультрас» можно было только одним способом – пробраться на их сектор в матче со сборной России и изнутри испытать на себе ту самую «горячность».

Корреспонденты «ССФ» вооружились тюбетейками и отправились на D5 – эпицентр азербайджанского фан-сектора…

Суббота. 10 утра. «Рижский рынок». Мы приехали сюда, чтобы слиться с какой-нибудь группой азербайджанцев и вместе пойти на матч. Однако рынок, некогда азербайджанская вотчина, ныне поменял ориентацию. «Да нас, азербайджанцев, тут работает человек двенадцать! – сказал торговец цветами и болельщик «Нефтчи» Фридафси. – Раньше-то было раз в пять больше. Я знаю, что билеты бесплатные, но… работа! Не до футбола сейчас. Встаешь в пять утра, ложишься в два ночи. Ведь цветы надо встретить, получить на таможне. В «Лужники» из нас никто не поедет, но матч обязательно будем смотреть – вот там видишь, розетка есть, телевизор принесем».

– Может, сделаем коллективный снимок на фоне всех этих фруктов? Помашете в объектив, пожелаете своим удачи! – очень неудачно предложили мы, так как от этого предложения азербайджанцы шарахнулись в разные стороны.

Нет уж! Чтобы потом снимок опубликовали, а нам в глаз дали! – невесело засмеялся кто-то.

– Может быть, и на футбол не хотят идти ваши, чтобы чего не случилось? – предположил я.

– Да нет, – сказал Фридафси. – Я же говорю – работы много. А на футбол однажды сходил пару лет назад. Два месяца потом челюсть в гипсе была. Ехал мимо Черкизова, там как раз «Терек» играл, вышел в магазин и попал под горячую руку толпе.

– Мы здесь все за Россию болеем! – вступил в разговор торговец фруктами. – Где живем, за того и болеем. Спросите вот у Сереги – он украинец – недавно чуть не подрались, когда «Шахтер» обыграл ЦСКА.

– А я не знаю даже за кого болеть! – смеется Гасым. – Буду за Россию болеть – получу от своих. Буду за Азербайджан – от русских получу. Но вот что я тебе скажу, брат. У Азербайджана – легкая рука. Помнишь на Кубок УЕФА «Нефтчи» играл с ЦСКА? У нас вничью сыграли – 0:0. А здесь после первого тайма было тоже 0:0. Но ведь потом ЦСКА взял Кубок УЕФА. Так что и здесь, может, вничью сыграют, но, увидишь, это поможет России.

Вторую попытку слиться с азербайджанской диаспорой мы предприняли в вестибюле станции «Спортивная» – там была назначена встреча с журналистом Женей из «Азербайджанского курьера» – он привезет халявные билеты (из тех пяти тысяч, что посольство выкупило для своих) и своих азербайджанских друзей. Место встречи было выбрано крайне неудачно. Все группы болельщиков в метро милиция немедленно гнала наверх. «Вперед, Азербайджан!» – удалялось по одному эскалатору. «Вперед, Россия!» – ехало на другом. От полноты чувств по пути наверх кто-то из россиян трахнул по плафону, и осколки как с трамплина поехали вниз… Наверху выяснилось, что наша «группа» азербайджанская только по паспорту. Все – русские, уже лет пятнадцать как перебрались в Москву из Баку, но на своей шкуре убедились, что Москва слезам не верит. «Гражданство получить невозможно! – сказал Женя, доставая из кармана пачку билетов. – Ну и бог с ним. А так я давно бы продал свою квартиру в Баку и здесь что-нибудь купил. Но я не потому болею сейчас за Азербайджан. Душой я все-таки бакинец. Москва – не мой город!».

Мы достали из карманов тюбетейки – начальство попросило надеть, «чтобы органично влиться в ряды «азеров». «Да вы что, ребята! – засмеялся Женя. – Одна татарская, другая узбекская… Вы бы еще грузинские кепки «аэродром» купили!». А ведь было и еще одно провокационное предложение: надеть восточные халаты и идти на стадион с дынями под мышками. Вокруг шел цивильный народ, со спины ничто не говорило о национальной принадлежности. Не считая спин, обмотанных российскими флагами и «розами». Впрочем, на лотках лежали и азербайджанские шарфы – по 500 рублей. Первые же флаги у гостей столицы мы увидели перед первым шмоном у касс. Стояло две очереди. «Россия!» – неслось хором из одной. «Аллах акбар!» – пытались перекричать их три-четыре глотки из другой, размахивая флагом. Приглядевшись, увидели – вовсе не азербайджанским.

– Что за флаг, ребята?! – спросили, когда перекличка затихла.

– Ичкерии! Мы вот трое – чеченцы – Хусейн, Абу и Сулейман. Азербайджанцы все-таки наши братья – пришли поддержать!

Вдалеке на алее раздавался бой «тамтамов», кто-то плясал лезгинку. Чеченские души устремились к «братьям», но раньше подъехал конный наряд и погнал толпу дальше к стадиону.

РАСКОЛ

Разрабатывает голосовые связки и парнишка… в буденовке славянской внешности. Знакомимся. Зовут Игорь, полукровка – азербайджанец по папе. «Читать не умею по-азербайджански. Вот раздали тексты гимна (у многих листики – с одной стороны национальные цвета, с другой – слова), но подпеть не получится. А вообще-то я болею за «Спартак». Нас, спартаковцев, здесь много».

– А я, как и большинство азербайджанцев, болею за ЦСКА, – говорит приятель Игоря Ануар. – Часто ходим на футбол. Есть, конечно, подонки среди фанатов, скинхеды и прочие, но пока с нами ничего не случилось. Миновало. Стараемся себя потише вести… Вот тут-то сейчас можно отвести душу!

Звучат гимны. Хотя «шпаргалок» с текстом навалом (не одна сотня), никто не подпевает.

– Да я гимн этот в первый раз слышу! – оправдывается Эльмир, разрисованный флагами: на щеках – азербайджанский, на лбу … российский.

– Кто это вас так?

– Дочка нарисовала в машине. Надеюсь смогу смыть потом – спиртом. А российский флаг нарисовали потому, что уже лет двадцать живу в Москве и болею за Россию. А теперь вот впервые попал в такую ситуацию. Разрываюсь прямо…

Диктор начинает объявлять составы. В рядах азербайджанцев временный раскол. «Цээсковцы» не желают освистывать своих. Игорь же каждому из четырех армейцев показывает средний палец, и такой же – Ануару, когда тот издает «УУУУУ» при озвучивании Павлюченко.

Я! Я! Я! ША! ША! ША!

Матч начинается. Гости оказываются неробкого десятка – особенно «липовые» азербайджанцы: серб Субашич, поигравший за «Амкар», и бразилец Фабио Луис Рамим. Но сверху все на одно лицо, да и номера ничего не говорят большинству на секторе D. За годы в Москве совсем оторвались от родного футбола.

– До этого сборную нашу ни разу не видел, и все эти ребята незнакомые, – говорит Мехман. – Я в Москве живу уже 20 лет. Болею за «Химки», хожу на каждый матч. Вот, посмотрите, у меня даже в мобильном есть картинка (показывает герб клуба во весь «экран». – Прим. авт.). А в советские времена какие азербайджанские игроки были! Как можно забыть: Пономарев, Банишевский, Маркаров, Гаджиев… Вот собрать бы их вместе – эту сборную России обыграли бы как пить дать!

Я! Я! Я! ША! ША! ША! АЗЕРБАЙДЖАН, ЧОК ЛАША! – скандируют, подпрыгивая трое.

– Переведите, ребята!

– Это значит: «Долго живи, Азербайджан! Процветай!».

Павлюченко со второй попытки забивает со штрафного. От нашего сектора до «наших» ворот далеко – плохо было видно. Поэтому не так горько. Но большинство, осознав, оцепеневает.

– А за Россию что, Павлюченко играет? – удивляется один болельщик в разговоре со своим соседом. – Я даже и не замечал его до этого…

Но вот откуда-то появляется барабан – «народный музыкальный инструмент». И сектор оживает. Барабан ходит по рукам, звук его доносится то сбоку, то снизу. Наконец, его «отнимает» парнишка неподалеку, кто-то из соседей кричит «Асса!» и пускается в пляс.

– Где насобачился играть на этой штуковине? – спрашиваем в перерыве студента Эльвина.

– Научился в детстве. Но это в крови у нас. Вообще-то я не болельщик, на стадионы не хожу. А сюда пришел вот… чтобы побарабанить. Многие собрались здесь не из-за футбола, а просто… Где еще собраться такому количеству азербайджанцев?

– Негде! – говорит журналист Женя. – Вот есть у нас национальный праздник Весны. Устроили его в кинотеатре «Баку». Туда, может быть, пришло бы не меньше народа, чем сейчас в «Лужники», но в зале только шестьсот мест! А в Москве и области азербайджанцев полтора миллиона! Представляешь?!

– Здесь сейчас вроде тысяч шесть азербайджанцев, – говорит еще один новый знакомый, болельщик «Динамо» Эльнур. – Но было бы гораздо больше. Многих из моих знакомых просто семьи не пустили – боялись провокаций от этих ваших националистов. Они физически сильные, конечно, но слабые духом – главное, их не бояться и держаться вместе, а то набросятся толпой на одного…

Давно притягивает глаз азербайджанец с полковничьими погонами и надписью МЧС на спине – сидит тихонько неподалеку вместе с женой.

– Первый раз вижу дисциплинированную азербайджанскую команду! – говорит Шахаддин Алиев. – Тренирует все-таки немец. Но для себя я так решил: первый тайм болел за Азербайджан, второй буду болеть за Россию. Необычное состояние. Я вообще-то в Москве с 88-го года. Здесь болею за ЦСКА, дочка – тоже, сын – за «Локомотив», а вот жена – за «Спартак».

– Как же вы с женой уживаетесь?

– Да вот так и уживаемся! Когда играют ЦСКА – «Спартак», она сидит в другой комнате, смотрит свой телевизор. Если ЦСКА забивает, я кулаком стучу в стену – поздравляю.

ЕСТЬ У НАС «ПЕЛЕ» – ТОФИК БАХРАМОВ

Начинается второй тайм. Кажется, что за сорок пять минут сектор D набрался опыта и стал гораздо организованнее в крике. Когда на 15-й минуте тайма Денисов срубает кого-то в центре поля, слаженность возмущения почти российская.

Выделяются двое знаменосцев. Один машет явно недешевым флагом с бахромой. Другой – бразильским. Знакомимся.

– Да, флаг дорогой, – говорит первый, Эльшан. – Привез из Азербайджана. Полсамолета было болельщиков. На «туда-обратно» ушло 450 долларов. Не такая уж огромная сумма сейчас для Азербайджана. Кризис нас не очень-то затронул.

– Почему бразильский флаг? А вы не знаете, что азербайджанцы – это, считай, кавказские бразильцы в футболе! – кричит второй, Эльчин.

– А Пеле кто у вас?

– Этот, как его… Тофик Бахрамов (хохочет) (знаменитый в прошлом арбитр, засчитавший в финале ЧМ-1966 спорный гол англичан в ворота ФРГ. – Прим.ред.).

Рядом смеется парнишка с фингалом на правом глазу.

– Это мой брат! – знакомит Эльчин. – Около метро какой-то дядька взрослый ударил, налетели внезапно и убежали… Так что я на футбол не очень хожу. А вот видишь парнишку с российским флагом – он настоящий болельщик.

Действительно, полощется среди азербайджанских на ветру и российский триколор.

– Друг, как ты здесь оказался? Заблудился, что ли?

– Да, я действительно за Россию болею, но родился в Баку, тут мои друзья – поэтому, по правде, болею за… ничью.

– Не боишься тут с российским флагом? В глаз можно получить.

– А что бояться! Здесь нормальные адекватные люди. А тут – посмотрите на эти лица! Вот если бы с азербайджанским флагом появился на российской трибуне – в глаз точно получил бы.

Второй гол России воспринимается еще легче первого.

– Ничего! Проигрываем, но достойно! – восклицает еще один Эльчин из новых знакомых. – Я тоже болею за ЦСКА. Когда с мячом Дзагоев или Жирков, молю про себя: ребята, много не забивайте. Двух мячей хватит!

После гола начинается массовый исход из сектора опытных болельщиков. «Надо уходить, – говорит динамовец Эльнур. – Иначе застрянем тут навсегда!».

«Последним трибуны покидает сектор D» – подтверждает его слова диктор. Но большинство азербайджанцев не вникли в смысл сказанного. И целый час после матча «гости» сидели, танцевали (для согрева) в своем секторе, пока россияне отходили от греха и от «Лужников» подальше.

Полный текстна сайте "Советский спорт"